Раса безсмертных

23.04.2018 - 15:33
Лоуренс Фарли

Недавно я пришел к выводу: лучшее место, где можно понять смысл Пасхи — это больничное отделение для больных раком, или хоспис, или смертное ложе. Здесь ты обладаешь «иммунитетом» от неправды мира. Ведь мир пытается убедить каждого из нас, что мы — раса бессмертных, и мы никогда не умрём. Но оказавшись в одном из этих мест, понимаешь, что все это ложь. 

Косметическая и похоронная индустрии как будто сговорились убедить нас в том, что мы сохраним молодость, а наша кожа навсегда останется гладкой. СМИ радостно распространяют это послание. Конечно, мы знаем, что это бред, но все равно на него покупаемся.  

Наша культура воспевает молодость и показывает её так, будто она продлится вечно. Умершие же становятся невидимыми. «Срок годности» людей тихонько истекает в больничных стенах, и потом их везут в морг. Руководители похоронных контор (есть, конечно, счастливые исключения) делают все, что от них зависит, чтобы «обезболить» для живущих ужас смерти, и зачастую тело кремируют перед похоронами — их теперь называют «праздником жизни». Тело на таких службах часто отсутствует, и даже если оно есть, то в закрытом гробе. Наши предки/*/ пели: «Посреди жизни мы охвачены смертью» (строка заупокойной службы из молитвослова Англиканской церкви), но это уже не так. Посреди жизни мы редко встречаем смерть. Раньше люди умирали дома, к погребению их готовили любящие и скорбящие родственники. Теперь у нас есть для этого специальные люди. 

Но вся эта культура отрицания отпадает, когда мы наблюдаем за тем, что происходит в отделении для больных раком, хосписе или на смертном ложе. Вопреки нашей культуре отрицания смерти, мы не раса бессмертных, и каждый из нас в свое время окажется на смертном одре.  

Я был у смертного ложа многих людей и каждый раз заново осознавал, что же на самом деле значит Пасха. 

Пасха — это не просто литургический праздник, конец сурового Великого поста. И это не просто исторический «хэппи энд» жизни нашего Господа, «примечание», добавленное после распятия, которое гласит: «И жили они долго и счастливо».  

Пасха — это обещание Господа, что момент боли, которую мы испытываем на смертном одре — не конец. Сейчас мы погружены в ужас смерти, но Божий замысел о нас в том, чтобы мы НА САМОМ ДЕЛЕ стали расой бессмертных. И однажды этот замысел будет воплощен. Наш жизненный путь, который неизбежно ведет к смертному ложу, — это не путь в небытие, а дорога в радость. 

Когда холодная рука смерти закроет нам глаза, мы откроем их в раю. Хотя наше тело и обратится в прах, из которого мы созданы, однажды оно воскреснет и восстанет обновленным. Пасха — это не только про счастливый конец для Христа, но и для всех нас. 

Если мы не веруем во Христа и в Пасху, тогда действительно логично бежать от мысли о смерти. Мы никак не можем изменить страшную судьбу, которая нас ждет, поэтому, зачем о ней думать? Ешь, пей, будь весел и смотри телевизор. Но если то, что Церковь говорит о Христе и о Пасхе — правда, нам не нужны ложь и бегство. Мы можем посмотреть в страшное лицо смерти, улыбнуться и сказать вместе с апостолом Павлом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор 15:55). Смерть может бродить по палате для больных раком или по хоспису, она может выть и рычать нам в лицо на смертном одре, но скоро её не станет.

«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». 

------------------------------------------------------------------------------

/*/ Напоминаем, что отец Лоуренс пишет для канадских и американских читателей и поэтому ссылается на близкую для многих из них англиканскую традицию. В Православии мы также можем найти немало текстов с подобным описанием нашей земной жизни. - прим. ред. 

Священник Лоуренс Фарли

/храм святого Германа Аляскинского (Американская Православная Церковь), г. Лэнгли, Канада/ 

Перевела Дарья Прохорова

Рейтинг@Mail.ru