Короткий путь в Крым

12.07.2018 - 00:20
Юрий Котенок, Василий Иваненко

В последние три-четыре года южная столица России начала стремительно развивать свою транспортную сферу. В рамках подготовки к ЧМ-2018 здесь были реконструированы десятки километров дорог, построены новые развязки, мосты и сверхсовременный аэропорт «Платов». О том, как изменилась дорожно-транспортная отрасль в Ростовской области и какие изменения ей только предстоят, корреспондентам Федерального агентства новостей рассказал министр транспорта РО Александр Иванов.

— Андрей Николаевич, как известно, перед чемпионатом мира — 2018 Ростовская область провела масштабную подготовку в своей транспортной сфере. Расскажите, что именно было сделано и чего сделать к мундиалю просто не успели…

— Все мероприятия в сфере транспорта, запланированные в Ростовской области к ЧМ-2018, были проведены и выполнены в полном объеме, в срок и с должным качеством. Безусловно, транспортная сфера получила к мундиалю ряд серьезнейших приобретений, самым главным из которых является современный аэропорт «Платов». Это действительно первый аэропорт в России, который был построен буквально с нуля, что называется, в чистом поле. Все остальные воздушные порты в РФ, так или иначе, были возведены путем реконструкции старых аэропортов, а «Платов» возводился по принципу проекта «гринфилд».

И когда многие гости мундиаля приезжали к нам и спрашивали: «А что здесь было три года назад?», — то очень удивлялись, когда им отвечали — подсолнуховое поле. Возведение нового аэропорта всего за три года — это пример четкого и ответственного сотрудничества федерального (взлетно-посадочная полоса) и регионального бюджета, а также частных инвесторов (компания «Аэропорты регионов» возводила сам аэровокзальный комплекс).

Кроме того, были проложены новые дороги к аэропорту — это более 18 километров абсолютно новых трасс, которые соединили «Платов» с федеральной трассой М4 «Дон» и северным обходом Ростова-на-Дону. Здесь также были привлечены и федеральные деньги, и средства Ростовской области (более 3,9 млрд рублей).

 
Министр транспорта Ростовской области Александр Иванов: «В последние годы транспортная и дорожная сфера РО практически преобразилась»
Министр транспорта Ростовской области Александр Иванов: «В последние годы транспортная и дорожная сфера РО практически преобразилась»wikipedia.org/GennadyL/CC0
 

Также были серьезно реконструированы автомобильные трассы на Левобережье Дона — развить здесь транспортную инфраструктуру помогло возведение «Ростов-арены». Здесь синхронно реализовывались сразу пять проектов в транспортной сфере. И самый главный из них — это, конечно, проект реконструкции Ворошиловского моста, завершенный к 80-летию Ростовской области. В сентябре 2017-го мы его запустили. Фактически это два новых моста. Один мост мы реконструировали — он работал с 1965-го, практически исчерпал свою пропускную способность и находился, по сути, в аварийном состоянии.

При этом чуть ниже по течению Дона мы построили новый мост. Таким образом, получилось два современных транспортных перехода через Дон — с тремя полосами движения в каждом направлении и пропускной способностью более 120 тысяч автомобилей в сутки. Напомню, пропускная способность старого моста немногим превышала 20 тысяч автомобилей в сутки — налицо увеличение в 6 раз.

Успешно завершив проект Ворошиловского моста, мы получили возможность завершить еще один проект — реконструкции южного подъезда к Ростову-на-Дону. Этот проект реализовывало Федеральное дорожное агентство, и его реализация позволила обеспечить качественные подъезды не только к Ворошиловскому, но и к Темерницкому мосту. Таким образом, те автомобилисты, которые подъезжают к Ростову с юга, получили возможность выбирать, в какую именно точку города они хотят попасть.

 
Министр транспорта Ростовской области Александр Иванов: «В последние годы транспортная и дорожная сфера РО практически преобразилась»
Министр транспорта Ростовской области Александр Иванов: «В последние годы транспортная и дорожная сфера РО практически преобразилась»wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

Еще один проект — это магистральная улица общегородского значения, соединяющая южный подъезд к Ростову-на-Дону с улицей Левобережной. Это дает водителям возможность беспрепятственно въезжать и на Аксайский мост. Жители таких городов, как Батайск или Азов, теперь могут добираться в центр Ростова-на-Дону практически без пробок и максимально безопасно.  

Кроме того, в районе самой «Ростов-арены» мы провели капитальную реконструкцию улицы Левобережной, ее восточного и западного проездов. Таким образом, мы получили очень мощный дорожный комплекс на Левобережье, которое всегда считалось в Ростове «заповедником» плохих дорог, с почти полным отсутствием развязок. Также в рамках подготовки к ЧМ-2018 мы участвовали в реализации федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». В его рамках мы получили в 2017 году 2,4 млрд рублей. Благодаря этим средствам в городе была проведена реконструкция более чем 186 объектов дорожного хозяйства. Более 2,5 млн квадратных метров дорожной сети оказались приведены в полный порядок.  

— Как известно, в преддверии ЧМ-2018 перед городами — хозяевами матчей была поставлена задача привести в порядок и муниципальный транспорт…

— Да, эта сфера в Ростове-на-Дону подверглась очень серьезному обновлению. Мы закупили более 200 единиц низкопольных автобусов, причем 50 из них работают на газомоторном топливе. Это наш вклад в экологическую составляющую городской жизни. Также мы закупили более трех десятков современных трамваев, которые сегодня придают Ростову гораздо более современный вид. И, конечно, здесь стоит помнить — ЧМ-2018 скоро закончится, а все дорожные и  транспортные объекты будут продолжать работать на благо жителей и гостей города.

— Есть ли в Ростове-на-Дону какие-то перспективные транспортные проекты?

— Таких проектов у нас несколько. Ведь жизнь не стоит на месте, и мы должны строить далеко идущие планы по развитию Ростова-на-Дону. Сегодня автомобильное направление «Север — Юг» является одним из самых перспективных в России. И наша трасса «Дон», которая проходит чрез всю область, находится в «зоне притяжения» для туристов — в летние месяцы по ней проходит более 120 тысяч автомобилей в сутки.

Мы понимаем, что это фактически запредельная нагрузка, поэтому в этом году мы дали старт проекту «Обход Аксая». Его стоимость порядка 77 млрд рублей, и он позволит в будущем избежать многих транспортных проблем, возникающих сегодня. Этот проект реализует крупная российская госкомпания вместе с итальянскими партнерами. Он важен не только для Ростовской области и решает не только проблемы транспортной загрузки РО, но и открывает новый, гораздо более короткий и безопасный путь к нашему Черноморскому побережью и Крыму.

— Какова протяженность будущей трассы «Обход Аксая»?

— Вместе с транспортными подходами общая протяженность этого участка составит порядка 62 километров. Он будет платным, но станет реализовываться по так называемой открытой схеме — то есть на нем будет только один пункт взимания платы за проезд. И эта плата будет взиматься только тогда, когда вы поедете по участку с самого начала (то есть на новую дорогу будут и другие въезды. — Прим. ФАН).

Трасса «Обход Аксая» будет одним из ключевых звеньев так называемого транспортного кольца вокруг Ростова. Мы сейчас реализуем третью часть этого проекта — прокладываем трассу, которая соединит шоссе «Ростов — Новошахтинск» с федеральной трассой, ведущей на Таганрог. Получив таким образом новый участок длиной в 12,7 километра, мы двигаемся к тому, чтобы «замкнуть кольцо» вокруг Ростова и полностью разгрузить город от транзитного транспорта.  

— Как правительство РО намерено в ближайшее время развивать водные пути, а также повышать пропускную способность портов на Дону и Азовском море?

— Развитие водных путей — это еще один стратегический наш проект, и поэтому мы вплотную занимаемся развитием Багаевского гидроузла. Маловодье, с которым Ростовская область столкнулась несколько раз за последние годы, показало нам все проблемы в этой сфере и серьезно снизило грузооборот по нашим внутренним водным путям. Иногда воды в Доне и прилегающих водных артериях было настолько мало, что приходилось останавливать движение по рекам и заниматься перегрузом судов.

 
Министр транспорта Ростовской области Александр Иванов: «В последние годы транспортная и дорожная сфера РО практически преобразилась»
Министр транспорта Ростовской области Александр Иванов: «В последние годы транспортная и дорожная сфера РО практически преобразилась»Федеральное агентство новостей/Василий Иваненко / Юрий Котенок
 

В этом году мы заложили первый камень в строительство Багаевского гидроузла. Уже определен генподрядчик по первому этапу проекта. Так что по окончании нерестового периода у рыб мы приступим к реализации этого проекта, стоимость которого составляет 2 млрд рублей. Он позволит достичь гарантированных глубин не менее 4 метров на всем протяжении реки Дон.

— Позволит ли это увеличить пропускную способность местных портов, а также объем перевалки грузов?

— Безусловно, количество грузов, перемещаемых водным транспортом в Азовско-Донском бассейне, должно серьезно возрасти. Ведь зачастую такие порты, как Усть-Донецкий или Волгодонск, участвовали в одном грузовом трафике далеко не в полную силу своих возможностей. Сейчас грузооборот в портах Ростова, Азова, Таганрога растет с каждым годом, но внутренние порты на Дону до последнего времени практически не были вовлечены в этот процесс. Надеемся, что реализация проекта «Багаевский гидроузел» позволит полностью снять эту проблему.

— Каков текущий объем перевалки грузов в Азово-Донском бассейне?

— Здесь динамика выглядит так: в 2015-м объем перевалки грузов составлял 31,51 тыс. тонн, в 2016-м — 32,96 тыс. тонн, а в 2017-м — 31,96 тыс. тонн. То есть тенденция к росту грузооборота налицо. Поэтому, развивая транспортные подходы к нашему Азово-Черноморскому бассейну, мы выполняем поручение, которое дал президент [России Владимир] Путин в своем послании Федеральному собранию.

— Аэропорт «Платов» сегодня действительно смотрится великолепно, но, по современным требованиям к воздушным гаваням, он пока загружен крайне мало… Что намерены предпринять в правительстве РО, чтобы по максимуму загрузить новый аэропорт? И в конечном счете превратить его в региональный воздушный хаб?

— Тут нужно сказать, что еще в старом аэропорту мы установили своеобразный рекорд, перевезя в 2017-м рекордное количество авиапассажиров за всю постсоветскую историю. В первом квартале 2018-го по итогам работы «Платова» мы зафиксировали рост пассажиропотока на 16%. С 7 декабря 2017-го до 1 июня нынешнего года через «Платов» были перевезены 1,2 млн пассажиров. И это без учета гостей ЧМ-2018. По итогам нынешнего года мы намерены достичь планки в 3 млн авиапассажиров.

Это достигается благодаря расширению географии полетов — мы это делаем в партнерстве с нашим базовым перевозчиком, авиакомпанией «Азимут», а также другими авиакомпаниями. У нас в бюджете РО на этот год предусмотрено более 127 млн рублей на субсидирование наших основных авиационных маршрутов. Кроме того, Минтранс сейчас предпринимает все меры, чтобы избегать избыточной нагрузки на Московский авиационный узел. Ведь в последние годы наблюдалась ситуация, когда ростовчане порой были вынуждены даже в соседние регионы летать через Москву.

Сейчас у нас появляется множество новых региональных рейсов — в Волгоград, Самару, Саранск и другие российские города, куда жители РО теперь могут летать напрямую и по весьма умеренным ценам.

— Вы планируете привлекать в новую воздушную гавань новых перевозчиков, в том числе компании-лоукостеры?    

— Мы работаем и с лоукостерами — например, с компанией «Победа», которая предлагает весьма интересную географию полетов, а также некоторыми другими. В итоге пассажиры с нескольких направлений уже летают через Ростов — например, я разговаривал с жителями Воронежа, которые через Ростов летели в Тбилиси. Мне кажется, это один из первых признаков того, что наш аэропорт в ближайшем будущем может стать авиационным хабом на юге России.

— Как федеральный бюджет намерен помогать РО в ближайшем будущем? Или вы в основном рассчитываете на собственные силы?

— Хотелось бы, чтобы Минфин и Минтранс активнее нам помогали, ведь в последние годы мы сталкивались с хроническим недофинансированием, особенно в дорожной отрасли. Если федеральные трассы с 2014-го имеют полное финансирование из Москвы, то региональные и местные дороги мы вынуждены финансировать в рамках норматива не более чем на четверть. Это очень влияет на состояние наших дорог, и главная задача, которая перед нами стоит, — это довести как минимум 85% региональных дорог до нормативного состояния. Сегодня ему соответствуют только 56% таких трасс. Мы рассчитываем на поддержку федералов, на то, что изменится процент от акциза, уплачиваемого в наши региональные дорожные фонды.

У нас есть позитивный опыт направления на наши крупные дорожные стройки платежей, получаемых от системы «Платон». Именно с их помощью мы реализовали проект реконструкции Ворошиловского моста. Так что мы надеемся, что это сотрудничество с федералами будет продолжено. Со своей стороны, мы намерены внедрять на наших дорогах систему весогабаритного контроля, системы видеофиксации в рамках «Стратегии безопасности дорожного движения» и многие другие меры, чтобы сделать наши дороги современными и безопасными.

Источник

Больше материалов по теме

Рейтинг@Mail.ru