Работать и догонять

15.02.2019 - 23:49
Павел Воскобойников

По данным Росстата, доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в валовом внутреннем продукте РФ составила в 2017 году 21,9%, что в денежном выражении составляет порядка 20 трлн руб. В своем послании Федеральному собранию в марте 2018 года президент РФ Владимир Путин заявил, что вклад МСП в экономику страны должен вырасти к середине следующего десятилетия до 40%. 

Как добиться такого удвоения? Способствует ли этому росту деловой климат страны? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом "Сегодня.ру" ответил президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин

- В Сочи завершился очередной Российский инвестиционный форум. Среди его главных тем — «Деловой климат в России. На пути к росту», «Региональная политика: отвечая на вызовы». Что для Вас было самым актуальным в этой картине дня? 

Темы форума говорят о вызовах и новой повестке. Действительно, наш предприниматель постоянно сталкивается и отвечает на вызовы — глобальные экономические кризисы, санкции, новые налоги и платежи. И то, что наша экономика демонстрирует небольшой, но все-таки рост, в этом немалая заслуга именно бизнеса, который научился отвечать на эти вызовы, встраиваться в новые экономические условия, находить ресурсы для роста. 

Главное в экономической повестке — направления, которые во многом совпадают с нацпроектами, которые предложил к исполнению президент России Владимир Путин в мае прошлого года. Это поддержка малого и среднего бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, развитие экспорта, цифровизация. ТПП РФ реализует множество инициатив в этих сферах и готова принять активное участие в реализации нацпроектов, детальные паспорта которых сейчас активно прорабатывает правительство в том числе и с нашим участием.  

С 1 января 2018 г. основную ставку НДС повысили до 20%, начался эксперимент по налогу на самозанятых. Как вы оцениваете эти новшества? 

Для объективной оценки должно пройти время. Специальный режим в отношении самозанятых коснулся только Москвы, Московской и Калужской областей и Татарстана. Для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физлицам, налоговая ставка составила 4%, для тех, кто оказывает услуги юрлицам или ИП, — 6%. Уплата налогов идет по упрощенной процедуре — для регистрации нужно скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог».  

Эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года. Давайте подождем хотя бы до конца года. Хотя уже сейчас можно сказать, что первые результаты демонстрируют положительную динамику — тысячи самозанятых вышли на свет. 

Если говорить о повышении НДС, то по, данным Росстата, в январе инфляция составила порядка 1 % (против 0,3 в декабре). К сожалению, это было ожидаемо. Нагрузка на деловую сферу продолжает расти. Бизнес вынужден снижать риски возможных потерь, приспосабливаться. 

- 5 февраля в рамках цикла «Встреч на Ильинке» в ТПП РФ вы встречались Деловом завтраке с министром экономического развития Максимом Орешкиным и задали ему тревожащие бизнес вопросы. О чем шла речь?   

- Например, как эффективно реализовывать цифровой нацпроект, если с 2019 года льгота в 20 процентов на страховые выплаты с IT-сектора снята, применяется общий тариф в 30 процентов? Такое повышение страховых взносов от фонда оплаты труда станет непосильной ношей для IT-компаний малого бизнеса. Это, в частности, может спровоцировать уход в теневой сектор, вызовет ликвидацию ряда компаний, дробление бизнеса для уменьшения налоговой нагрузки.  

Нельзя одними экспериментами выводить из тени предпринимателя, а другими шагами загонять его обратно. Действия должны быть понятны и синхронны. Наша общая цель — прозрачный, конкурентный и честный бизнес. 

По данным исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», желание открыть бизнес высказали только 5% респондентов. Росстат напомнил, что доля МСП в ВВП РФ в 2017 году составила 21,9%. В развитых странах достигает этот показатель достигает 50-60%. Как будем догонять? 

Работать, работать и еще раз работать. Предпринимательству нужна поддержка и популяризация — все это наши главные задачи.

В своем послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года Владимир Путин обозначил цель — вклад МСП в экономику страны должен вырасти до 40%.  

В ТПП РФ в рамках реализации президентского послания были обобщены и направлены в Правительство РФ предложения комитетов и советов ТПП РФ по направлениям и механизмам нормативного обеспечения улучшения условий предпринимательской деятельности. Целый ряд предложений учтен в плане «Трансформации делового климата», подготовленном Минэкономразвития РФ и вошедшем в «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года».  

Практически вся система ТПП занята именно развитием МСП в стране, но формально это не продекларировано. Мы продолжим настаивать на включении в статью 15 федерального закона о малом и среднем предпринимательстве положения, что ТПП РФ входит в систему поддержки малого и среднего бизнеса. Это позволит нам значительно расширить наши возможности на этом направлении.  

На наш взгляд, рост числа участников, яркое представительство, которое из года в год демонстрируют предприниматели со всей страны, свидетельствуют об огромном потенциале развития нашего бизнеса и экономики. И мы ставим своей задачей активнее продолжать работу в регионах и с регионами, которые делали и делают Россию богатой и самодостаточной. Так что удвоение МСП возможно. 

- В ТПП РФ в третий раз прошла конференция по брендингу «Продвижение региональных и товарных брендов малых городов и поселений». Готова ли российская глубинка к реализации глобальных национальных целей?  

Сейчас большое внимание уделяется брендингу территорий. И особую роль здесь играют малые города. Они составляют 71 процент всех городов России, в них проживает более 16 процентов населения страны. Всем известны региональные проблемы: от демографических до инвестиционных.  Эффективно решить задачу развития регионов и продвижения их брендов можно, лишь объединив действия бизнеса, органов власти и общественных объединений. 

- Если положительные примеры в этом плане? 

- Бренд территории, населенного пункта тесно связан с экономической жизнью и предпринимательством. Хрестоматийным примером может служить здесь город Мышкин. Продуманная политика формирования его образа, как типично российского провинциального поселения, создание более двух десятков музеев и строительство гостиниц дали хороший результат: турпоток превышает 150 тыс. человек в год при населении всего в 6 тыс. человек. 

Еще одним примером грамотного использования исторического ресурса, взаимодействия власти и предпринимателей стал бренд Абрау-Дюрсо. Сегодня это самая посещаемая в мире винная компания.

Еще один удивительный и вдохновляющий пример. Немногие знают, что в городе Вятские Поляны Кировской области есть частный музей головных уборов народов мира «Дом шляп», куда приезжают туристы со всего света, особенно из Парижа.

Безусловно, это особое искусство продвижения своего продукта, его экспорта. Отмечу, что заметный вклад в продвижение региональных и товарных брендов вносит система российских торгово-промышленных палат. В эту деятельность активно вовлечены региональные и муниципальные ТПП. 

Конечно, нам бы хотелось, чтобы не только крупные компании, у которых есть серьезные ресурсы, но и наши средние и малые компании, малые города могли бы себя активно позиционировать и привлекать инвестиции, привлекать туристов, создавать новые возможности для своего развития. И нам вместе предстоит еще много и серьезно поработать над законодательной базой, и над помощью этим отдельным компаниям и территориям. 

Большая работа по их популяризации проводится и на международных выставках, проводимых в ЦВК «Экспоцентр», в ходе торгово-экономических миссий и региональных презентаций. 

- По поводу экспорта и продвижения. В России сегодня менее 1% от общего числа МСП являются экспортерами. А в Европе аналогичный показатель в 5-7% признан недостаточным. Как и чем сегодня помочь начинающему российскому экспортеру?  

- Сразу отмечу важность сотрудничества Торгово-промышленной палаты России с АО «Российский экспортный центр» в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

В числе основных задач нацпроекта стоит увеличение объема торговли между государствами-членами Евразийского Союза в 1,5 раза, рост объема экспорта услуг – до 100 млрд. долларов в год. Доля экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта, к 2024 году должна составить 10%. 

По инициативе ТПП РФ в паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» было внесено положение об обеспечении доступа субъектов МСП к экспортной поддержке с привлечением территориальных торгово-промышленных палат. Согласно этому положению, к 2021 году во всех регионах должны функционировать центры поддержки экспорта.

Наши территориальные ТПП обладают всеми необходимыми компетенциями по развитию малого и среднего бизнеса, а также организации и сопровождению экспортных сделок. Надеюсь, что с помощью новых центров мы сможем активизировать процессы экспорта МСП.

Рейтинг@Mail.ru