Потеря русской мечты

08.10.2019 - 10:00
Надежда Юдина

«Пойдем дорогою царскою, не своротим, ни направо, ни налево…»  

(Чис. 20, 17).

Политика русского мира должна быть ему органична, как душа русского человека органична слову Правды. Поэтому описание русской мечты должно быть наложено на образы и смыслы, которых время не касается. Они не имеют трансфрормации в вечности потому, что запечатаны верой в Триединого Бога – Он один не изменяем. Мы хотим видеть лучшее будущее для себя и своих детей, но для этого нам необходимо восстановить утраченную нами органику вечности с тем нетленным образом, к которому всегда стремилась душа русского человека. 

«Мы рождены чтоб сказку сделать былью»

Год назад в Изборском клубе состоялся круглый стол на тему: «В поисках русской мечты и образа будущего». 

Не ошибусь, если скажу, что Александру Андреевичу, действительно, удалось собрать под купол своей мечты мыслящих, и болеющих за судьбу нашей страны людей. Со своей стороны мне также хочется поддержать устремлённость этого высокого собрания в осуществлении мечты о светлом будущем для нашего народа. Только в поисках этой мечты, в поисках той идеи, которая поведёт нас к намеченной цели, мы всегда должны помнить, что образ этой мечты должен быть такой высоты и чистоты, наполнен таким смыслом, ради которого не страшно будет и умереть.  

Сейчас, когда мы в очередной раз поменяли однажды выбранный нашим народом путь, мы опять попали в шторм, который бросает нас то влево, то вправо, а в целом – вся наша жизнь трещит  по швам. Весь государственный строй, вся его динамика нарушены только из-за того, что мы пошли незнакомой нам дорогой поэтому и забрели в дебри. Даже президент России, по сути своей традиционалист, волею судеб получивший в руки страну сделавшую резкий крен вправо, понял в какой-то момент своей жизни, что либеральная демократия, это не для нас.  

«Современная либеральная идея «изжила себя окончательно», заявил президент России Владимир Путин в интервью газете The Financial Times накануне открытия саммита «большой двадцатки». По его словам, либералы пытались навязать миру свою волю, что привело к череде трагических последствий. Он добавил, что нельзя забывать об интересах «основной части населения».  

Поэтому, когда мы пытаемся найти новую русскую мечту и предать ей конкретные черты, было бы неплохо вспомнить свой традиционный  русский путь, который отличался именно тем, что гармонично сочетал в себе (насколько это было возможно) государственное и частное, общественное и личное. И такие взаимоотношения в нашей стране когда-то были и нам, уже с высоты прожитых нашей страной лет, нужно лишь внимательно посмотреть на ту дорогу, по которой победоносно шли наши христолюбивые предки. 

И сейчас, прежде чем мы определимся с мечтами тех, кто не безразличен к судьбе своего народа и хочет ему блага, будет не лишним вспомнить, чем жили и о чём мечтали русские люди в России задолго до нас. 

Образ мечты рождается в пределах настоящего 

Священник Владимир Соколов в своей книге «Мистика или духовность» пишет: "Сегодня наш народ стоит перед выбором своего исторического пути – и от личностного духовного усилия будет зависеть наше будущее. Момент выбора ответственен – духовная ошибка, совершенная при этом выборе, может стоить миллионов человеческих жизней – она надолго может приостановить процесс воплощения в истории истинной (целостной) христианской идеи – идеи богочеловечества. Именно ее русский народ воспринял как свою национальную идею".

В словах о целостной христианской идее заложено, пожалуй, самое существенное – русского человека во все века вёл по дорогам его многотрудной жизни Образ Богочеловека – Иисуса Христа, а Православное Христианство было тем целостным ядром (корнем), которое давало русским и другим православным народам силу побеждать зло. И сейчас, когда своим мечтам о будущем мы пытаемся придать определённый образ, мы, конечно, имеем в виду то, что воплощение  наших мечтаний будет победой над злом и несправедливостью, но будем ли мы при этом следовать за нетленным Образом Сына Божия – в этом весь вопрос и проблематика поставленной задачи. Если его не поднимать и говорить о государственном строительстве как о некой управленческой модели, в которой главная забота сводится к выбору экономической модели развития и решению социальных задач, нам вряд ли удастся наполнить нашу жизнь высоким смыслом, заложить в ней целостное гармоничное развитие. 

К сожалению, многие русские люди давно утратили христианское мировоззрение и поэтому вряд ли смогут правильно воспринять смысл духовно – нравственной подоплёки мечтаний русской души хранящей память о Христе, поскольку, как совершенно верно сказал отец Владимир, произошло беспрецедентное еретическое нивелирование сознания человека. Тем не менее, если это сознание ещё имеет хоть какую-то степень свободы, то из приводимых размышлений всё же можно будет понять, когда и как произошёл распад того целостного ядра, которое давало всему нашему народу невероятную силу поднимать свою страну в самых тяжелейших условиях. Подробно об этом можно прочесть в упомянутой выше книге, здесь же приведём  лишь те  мысли, в которых раскрывается духовная причина той трагедии, из-за которой наш народ свернул со своего пути и задал неверное направление нам – своим потомкам.  

Особенно хочется отметить сказанное им про историю, которая более всего, по слову автора, определяется стереотипами сознания, и расставание с которыми происходит наиболее болезненно. Ведь история, продолжает о. В., это настоящее, обращённое в прошлое, и если что-то меняется в нашем восприятии истории, то мы сразу должны изменить наше отношение к настоящему, в котором будет закладываться наше будущее.  

Нам всем стоит прислушаться к сказанному, поскольку наша политическая система сегодня и состояние церкви в России воссоздают идеи прошлого, в котором было совершено много ошибок, так до сих пор и не осознанных нашим народом. И, если мы будем продолжать подходить к прошлому как к цепочке последовательно сменяющих друг друга  пространственно-временных картинок отражающих социально-бытовую сторону жизни нашей страны и не заглядывать в духовные глубины происходящего, мы вряд ли сможем что-то изменить к лучшему в нашем будущем. 

Не развяжем духовный узел - задохнёмся!

Действительно, духовная глубина человеческой жизни не постижима для внешнего взгляда, поэтому ответ о нашем будущем не лежит на поверхности, ведь влияние духа не осязаемо, хотя и вполне замечаемо, как пишет отец Владимир, и находится в метафизическом пространстве истории. То есть там, где происходит взаимодействие воли человека и Бога, а потому и вся история является нам как процесс богочеловеческий, смысл которого заключён в том, чтобы войти в вечную жизнь. Но уже с XVIII века главным делателем истории становится сам человек, который узурпировал это право, а Бог, как Промыслитель, предаётся забвению. Начинает нарушаться целостность человеческого бытия, состоящая из «синергии» (совместной  деятельности – соработничестве Бога и свободной воли человека). Частность абсолютизируется, однако,  человек не остаётся один на один со своей свободой, он – существо зависимое, и полностью включён своим естеством в духовное пространство окружающего его мира. Отказ от Бога означал лишь падение в тьму духовного невежества, потерю разума и прислужничество злу – содействию воле дьявольской.  На поверхности же мы видим активное разрастание сект и проникновение в сознание человека всякого рода ересей, под воздействием которых меняется жизнь целой страны.    

«Абсолютизированная частичность – главный признак всякой ереси; если она не осознана как частичность, то это непременно приведет душу народа к серьезным, а порою, и к смертельным болезням. Поэтому так важно осознанно отнестись к своему прошлому и, прежде всего, к ошибкам в этом прошлом, ибо, кто не извлекает уроков из прошлого, тот обречен на повторение ошибок прошлого в будущем». (о. Владимир Соколов,  «Мистика или духовность»)

Точка регулировки 

«…Центральный духовный узел всей Российской истории – это спор «стяжателей» с «нестяжателями». Эти направления были лишь проявлением необходимых аспектов целостной духовной жизни Церкви – соборного и личностного. Они духовно дополняли друг друга, взаимно влияли друг на друга и были лишь различными проявлениями одного и того же Духа. Недаром Церковь канонизировала двух представителей этих направлений: Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. В лице двух святых Церковь как бы признала законность и необходимость этих направлений», - пишет отец Владимир. 

Нужно заметить, что соборное и личностное начало в Церкви, характеризуя собой целостность, отражается в главном символе христианской веры – Православном Кресте, в котором вертикальная (личностная) и горизонтальная (соборная) его грани, эту целостность и являют. Если одно нивелируется в пользу другого, то целостность нарушается. 

Монашествующие, реализующие духовную вертикаль, являются в Церкви живыми свидетелями подлинного христианского облика человека. Если исчезает или ослабляется это свидетельство и связь, то страдает все общество – ослабляются и социальные его связи. Поэтому обе тенденции, хотя и необходимы, но отнюдь не равноценны. Победа иосифлян означала прежде всего перерыв или замыкание Византийской традиции… В самом замысле и задании прп. Иосифа есть внутренняя опасность, не только в его житейских искажениях или приспособлениях. Эта опасность – перенапряжённость социального внимания».

В дальнейшем, соборно-социальная тенденция «стяжательства» в церкви только развивалась и к началу ХХ века полностью сформировалась. На импульсе потребности социального воздействия на мир спаразитировал дух социализма, который породил разрушительный для личностного становления тоталитаризм».

Поэтому, когда мы пытаемся в своём сознании создать образ собирательной мечты о справедливой русской жизни и укреплении своей государственности, неплохо бы понять, на что опираются в своих мечтах наши лучшие философские умы, услышать, что они понимают под справедливостью и крепостью государства, какой фундамент закладывают в основание этой крепости. Ведь люди (народ) всегда шли за лучшими и сильными, теми, кто прокладывал путь для всех остальных. Именно для этого мы обращаемся к мыслям тех, кого Александр Проханов собрал под эгидой Изборского клуба для поиска русской мечты, которая и должна сформировать идеи и смыслы, направленные на «объединение общества» и «процветание нашего государства».  

Подводя итоги мечтам о русском пути 

С развитием и применением природоподобных технологий (речь о них шла в выступлении профессора А.Агеева) к одухотворённой человеческой природе,  выбор между добром и злом, а также процесс воплощения в истории истинной (целостной) христианской идеи – идеи богочеловечества, будет окончательно остановлен. Именно в этом контексте мы должны подходить к созданию нового общества в России и его будущему, определять глобальную  – стратегическую цель. И помочь нам в правильном выборе этой цели могут только сами люди, у которых нет когнитивного диссонанса, прежде всего, в области веры и знания. 

Эволюционисты видят риски, связанные с вмешательством природоподобных технологий в живые системы, на фоне психологического дискомфорта. Их объективное научное знание накладывается на субъективные импульсы страха Божьего. Ведь в своих научных изысканиях они подошли к границам духовного мира, а в нём совершенно иные установки и законы, которые не соответствуют природным. Согласно духовным законам душу человека, которая имеет определённую связь с сознанием, нужно беречь; вторгаться в неё, как в тело – запрещено. Душа принадлежит Богу, и только Он может заниматься её врачеванием. Книга Иова может стать хорошим подспорьем сомневающимся в сказанном. (Иов. 2:6.И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги).

И здесь мы должны отметить, что когда речь идёт о защите традиционных духовно-нравственных ценностей, о чём совершенно конкретно говорится в Стратегии Национальной Безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 №683, и приоритете духовного над материальным – открыто признаётся существование мира духовного и его законов. Поэтому, потеря нами Русской мечты, это личностная потеря веры в Бога.  

Вернуться на прямой и устойчивый путь Русской жизни, это означает – вернуть в своё сердце Христа. Очевидно, что это невозможно сделать никаким волевым решением сверху, но объективно нужно признать, что защита традиционно-нравственных ценностей на государственном уровне сможет оградить и самого человека и всё общество от ценностного раскола, который проявляется всё сильнее. Ведь именно при таком расколе возникают и революции, и войны. На таком расколе произойдёт и цифровая революция, которая совершенно бескровно сделает человека рабом на службе природоподобных технологий, отдавая этому технологическому процессу свои физические силы и свой разум. 

Защитить себя и свою человечность, это значит вернуться на прямую дорогу русской жизни, которая связана с тайной Православного креста. Кроме того, более серьёзное отношение к этому христианскому символу, поможет верным Богу и Отечеству увидеть в нём не только путь личностного спасения, но и контуры построения государственной системы власти, и форму государственного устройства, в котором Верховная Власть вновь обретёт свою силу и мудрость. 

С большой надеждой мы смотрим на тех русских людей, которые соберутся под знаком Креста Господня и выведут Россию на новый победоносный путь, ведущий в жизнь вечную, без которого и земная жизнь не сможет быть обустроена по правде и справедливости.

Источник

Рейтинг@Mail.ru