Россия вносит ясность на постсоветском пространстве

28.11.2005 - 09:52
Андрей Надеждин
В пятницу в Москве состоялось очередное заседание совета глав правительств СНГ. По итогам его работы принято около 30 документов, среди которых можно выделить соглашения "О комплексе среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными производителями на период до 2010 года", "Об экономическом сотрудничестве в СНГ до 2010 года", "О едином бюджете органов СНГ, финансируемых за счет бюджетных средств государств-участников Содружества Независимых Государств на 2006 год", а также концепцию формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ. Однако эти договоренности далеко не в полной мере отражают повестку дня мероприятия. По-настоящему главной темой прошедшего заседания совета стало обсуждение условий сотрудничества в нефтегазовой сфере. Вероятно, этим отчасти можно объяснить и формат переговоров – большая их часть была проведена премьер-министром России Михаилом Фрадковым в ходе двусторонних переговоров. В частности, с казахским премьером Д.Ахметовым обсуждались перспективы увеличения объемов транзита казахской нефти по территории России, с руководителем грузинского правительства З.Ногаидели проблемы, связанные с переходом в расчетах Грузией за российскую нефть на мировые цены. По всем этим вопросам Москва заняла подчеркнуто жесткую позицию. Что свидетельствует о том, что в Кремле твердо намерены задействовать нефтегазовый рычаг для восстановления пошатнувшегося влияния в СНГ. Обращение Москвы к действенным экономическим инструментам давления может свидетельствовать о том, что после волны «цветных революций» перспектива стремительного снижения степени влияния России на постсоветском пространстве стала реальной. Однако, такой поворот в отношениях с бывшими советскими республиками, с одной стороны, действительно способен расставить многие точки над «i» в отношениях с ближайшими партнерами России, а с другой - может повлечь новый виток структурирования и следовательно размежевания государств СНГ. Не удивительно, что отсутствие на заседании 5 руководителей правительств государств СНГ, среди которых кстати оказался и премьер-министр Украины Ю. Ехануров, было расценено наблюдателями как еще одно свидетельство неэффективности СНГ. Действительно, переход в решении наиболее значимых и актуальных проблем с многосторонней основы на формат двусторонних закрытых переговоров ставит под сомнение реальное значение механизмов СНГ на постсоветском пространстве. А разговоры об их оптимизации почему-то наводят на мысль о сокращении количества органов Содружества и медленном сворачивании его и без того не особенно активной деятельности. Утрата такой международной площадки как СНГ в современных условиях уже ничего не изменит для России. Исчезновение Содружества и демонтаж его механизмов сегодня мог бы стать событием, воспринимать которое следует скорее в эмоциональной сфере. Как свидетельство расставания с немногими еще оставшимися напоминаниями о стремительно удаляющейся от нас исторической эпохе.
Рейтинг@Mail.ru